К 00133 Методика обучения литературному чтению



5

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ   6

1.1 Современные подходы к проведению уроков литературного чтения   6

1.2 Развитие читательской компетентности младших школьников   12

1.3 Художественное произведение как предмет изучения в начальной школе   16

1.4 Возрастные особенности восприятия художественного произведения в младшем школьном возрасте   20

Вывод к первому разделу   22

 

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ    24

2.1 Методы развития читательской компетентности на уроках литературного чтения    24

2.2 Мониторинг развития навыков читательской компетентности младших школьников    30

Выводы ко второму разделу   39

 

ВЫВОДЫ   40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   41

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. На современном этапе качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным потенциалом на базе грамотности индивидуума. Необходимое условие грамотности − высокая доля населения, читает, и что еще более важно, население, читает активно. Чтение литературы детьми − проблема неизменно актуальная для педагогики. В настоящее время наблюдается ее важность в связи с современной культурной и социальной ситуацией.

Для человека книга всегда оставалась окном в мир, через который постигаются нравственные, эстетические и духовные ценности. Процесс постижения литературного произведения предполагает активную творческую деятельность, в ходе которой читатель создает на основе авторского текста вторичные образы, отражающие его индивидуальное видение. Многообразие вторичных образов (письменных, музыкальных, изобразительных, театральных) позволяет постигать художественный мир с разных сторон, создавая в результате полноценный, многогранный, синтезированный образ. В последнее десятилетие в значительной степени усилился интерес к литературному образованию младших школьников. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность.

Определяя задачи чтения как процесса, в настоящее время в большей степени подчеркивается не только его прикладное значение (для получения знаний в различных научных областях), но и конкретизируются возможности чтения художественной литературы для эстетического развития. Оставаясь в достаточной мере актуальным, отошел на второй план процесс борьбы за скорость чтения, уступив место работе, направленной на понимание художественной сути произведения. Постепенно из практики преподавания идет авторитарная педагогика навязывания взглядов и суждений, рассчитана на среднего ученика и позволяет мыслить и творить в пределах дозволенного.

Огромный вклад в разработку основ работы с литературными текстами внесли основоположники отечественной педагогики К.Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить ребенка к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе различных видов работы.

Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные ученые, педагоги: Голубченко И., Гордиюк Н., Иванова Л., Коба В., Науменко В., Почупайло А., Савченко А. и многие другие.

Таким образом, как показывает исследование, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у учащихся начальных классов. У детей расширяются конкретные представления об отношении к друзьям, одноклассникам, родных.  Для учеников начальных классов, в силу особенностей их психики, высокое желание действенно откликнуться на все то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чем читает. Чтение будет активно развиваться, если в нем будут происходить не только процессы сборки букв, но и будет присутствовать момент внешнего выражения впечатлений от прочитанного, это и обусловило актуальность исследования.

Цель работы теоретически изучить и эмпирически исследовать методику обучения литературному чтению в начальной школе.

Объект исследования процесс литературного образования младшего школьника.

Предмет исследования методика обучения литературному чтению младших школьников.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1. Разработать литературу по теме исследования;

2. Изучить особенности формирования навыков чтения;

3. Выявить особенности анализа литературных художественных произведений;

4.Выделить критерии отбора литературных художественных произведений для младших школьников;

5. Выявить эффективные способы и приемы формирования навыков литературного чтения у младших школьников;

6. Провести мониторинг развития навыков литературного чтения у младших школьников;

7. Выявить дальнейшие перспективы исследования.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, анализ литературных источников; практические: метод сбора информации путем анализа литературы, наблюдение за поведением детей на уроках и регистрации этих наблюдений, анкетирования, педагогический эксперимент.

 

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *