К.Р. История социальной работы (1)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

Сидоренко Н.А.

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для студентов направления подготовки 39.03.02 Социальная работа

заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Керчь, 2016

 

УДК 364-78

 

 

 

Составитель: Сидоренко Н.А., преподаватель кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

 

Рецензент: Лагутин А.В., канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

 

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ____ от ___________2016 г.

Зав. кафедрой__________ Яковенко М. Л.

 

 

 

Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол №____от ____________2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

С.

 

Введение ………………………………………………………………………5

Перечень тем контрольных работ ……………………………………………...8

Тема 1. Монастыри древней Руси и

их благотворительная деятельность ……………………………………………8

Тема 2. Конфессиональные (церковные) формы социальной поддержки

в Западной Европе в средневековый период ………………...............................9

Тема 3. Становление системы государственного призрения в России

в XVIII в. …………………………………………………………………………9

Тема 4. Благотворительная деятельность императрицы

Марии Федоровны ……………………………………………………………10

Тема 5. Участие женщин дворянского сословия в благотворительной

Деятельности XVIII – первой половине XIX вв. в России ……......................10

Тема 6. Формы социального призрения детей в дореволюционной России……………………………………………………………………………11

Тема 7. Безработица: причины и меры социальной поддержки

населения в конце XIX-начале XX вв. за рубежом и в России ……………..11

Тема 8. Благотворительные организации в зарубежных странах

в XIX начале XX вв………………………….......................................................12

Тема 9. Изменение социального статуса женщин в обществе:

роль образования и карьеры

(начало XX в., советский период, современное развитие)…………………..12

Тема 10. Выдающийся меценат П.М. Третьяков…………………………….13

Тема 11. Меценаты и деятели благотворительности

дореволюционной России: Морозовы, Рябушинские,

Бахрушины, Щукины. ………………………………………………………….13

Тема 12. Становление системы социального обеспечения в СССР………….13

Тема 13. Социальная работа в СССР: забота о семье и детстве……………..14

Тема 14. Роль профсоюзов и защита интересов трудящихся в СССР ……….14

Тема 15. Становление и развитие пенсионной системы

в России (советский и постсоветский периоды)………………………………15

Тема 16. Социальная помощь инвалидам в СССР ……………………………15

Тема 17. Благотворительность и меценатство в современной России……….15

Тема 18. Международный опыт в решении социальных

проблем молодежи ……………………………………………………………..16

Тема 19. Благотворительность в Киевской Руси.

Феномен нищелюбия в русском национальном характере………………….16

Тема 20. Церковно-монастырская система благотворительности

в России в XII – XVII вв……………………………………………………….17

Тема 21. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (XVI – XVII вв.)…………………………………………….17

Тема 22. Социальная политика московских царей в XVI – XVII вв…………18

Тема 23. Частная благотворительность в XVI – XVII вв. в России и за рубежом………………………………………………………………………….18 Тема 24. Деятельность Петра I по созданию

государственной системы общественного призрения……………………….19

Тема 25. Деятельность земских органов по развитию

народного образования, здравоохранения и социальной защите

населения во второй половине XIX – начале XX вв…………………………19

Тема 26. Уровень жизни населения СССР

и основные направления социального обеспечения

в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны…………..20

Тема 27. Расширение системы социального обеспечения

в 50 – 60-е годы ХХ в. в СССР …………………………………………….20

Тема 28. Становление системы социального обеспечения

в СССР в 20-е годы и организация социальной защиты

нетрудоспособного населения. ………………………………………………21

Тема 29. Политика социальной поддержки населения

в 90-е годы XX в. в России. …………………………………………………….21

Тема 30. Социальная работа как феномен современного мира.

Основные современные концепции социальной работы

в России и мире………………………………………………………………..22

Список использованной и рекомендованной литературы……………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Контрольная работа по дисциплине «История социальной работы» является одним из видов самостоятельной работы студента-заочника, которая призвана способствовать усвоению представлений об историко-генетическом процессе формирования потребностей общества в социальной помощи и об эволюционном принципе становления современных форм социальной работы. В ходе написания контрольной работы студент учиться составлять обстоятельные ответы, письменно излагать свои мысли, критически оценивать литературные источники. Контрольная работа призвана поднять научную культуру у студентов и стать одной из форм творческого усвоения истории и теории социальной работы.

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа представляет собой письменный многостраничный текст-отчет, включающий постановку научной проблемы (теоретической или прикладной), обоснование основной идеи и ее глубокое изучение. Данный вид работы является важным этапом в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы.

Контрольная работа имеет стандартную структуру, которая включает следующие компоненты:

1. Титульный лист.

2. План (с нумерацией страниц).

3. Введение.

4. Основная часть, включающая в себя соответствующие разделы.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, с тем, чтобы выполняемая работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач.

Темы контрольных работ включают в себя несколько вопросов, которые необходимо раскрыть в ходе её написания. К вопросам прилагаются краткие методические указания, облегчающие работу студентов и список рекомендованной литературы. При написании контрольной работы не обязательно использовать всю рекомендуемую литературу. Учитывая возможные сложности, связанные с её поиском, студент может использовать свои оригинальные источники, которых нет в предлагаемом списке, но которые соответствуют выбранной теме.

Общий объём контрольной работы – 12-15 листов машинописного текста (компьютерный набор) формата А4. При использовании компьютерного редактора Word применяется полуторный междустрочный интервал, размера шрифта – 14. Размер левого поля - 20 мм, правого, верхнего и нижнего - по 10 мм. Более подробная информация о правилах оформления контрольных работ представлены в «Положении о порядке оформления студенческих работ», размещенном на сайте КГМТУ http://kgmtu.ru/assets/uploads/2015/03/Положение-о-порядке-оформления-суденческих-работ.Издание-2.pdf

В начале контрольной работы должен быть план изложения, который, при необходимости, может быть более подробным, чем предложенный в методическом пособии.

Введение отражает основные характеристики работы. В нём кратко формулируется актуальность темы, выделяются цель и задачи контрольной работы, обосновывается структура работы (внутренняя логика деления на разделы (параграфы) в соответствии с планом). Общий текст введения не должен превышать 2 страниц (для формата А4).

При изложении материала в основной части, студент должен показать свои умения работать с научной литературой. Названия отдельных разделов (параграфов) контрольной работы в тексте выделяются полужирным шрифтом по центру строки. В основной части студент должен полностью раскрыть содержание темы. При использовании идей различных авторов, их изложение должно сопровождаться соответствующими ссылками.

Контрольная работа является самостоятельной формой ответов студента на вопросы, поэтому не должна содержать буквально воспроизведенные изученные студентом тексты из источников. Допускаются краткие цитаты, представляющие собой ясную, логически законченную мысль, при этом ссылка на источник обязательна. Ссылки могут быть постраничные или с указанием номера и страницы источника, библиографическое описание которых приводится в конце работы. В то же время, необходимо избегать чрезмерного цитирования, придающего контрольной работе несамостоятельный, компилятивный характер.

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем студент подводит итог проделанной работе, делает соответствующие выводы. Кроме того, в «Заключении» студент должен наметить перспективные пути и цели для дальнейших исследований по выбранной теме и сформулировать практические рекомендации. Объём заключения сопоставим с объёмом введения.

В конце контрольной работы, помещается список использованной литературы, которую студент использовал для написания контрольной работы. Недопустимым является использование при написании контрольной работы исключительно учебной и учебно-методической литературы. Основной литературой являются научные источники: работы известных отечественных историков, научные статьи в профильных журналах.

Контрольная работа выполняется в межсессионный период и представляется на кафедру за 2 недели до зачётно-экзаменационной сессии. Она является основанием для допуска к экзамену по учебной дисциплине «История социальной работы».

Если контрольная работа по содержанию и оформлению соответствует основным требованиям, предъявляемым к работам такого рода, то она допускается к защите. Защита контрольной работы не предполагает её механического чтения. В ходе нее студент должен показать уровень владения им темой, анонсировать выводы и практические рекомендации.

Кроме того, в ходе защиты контрольной работы студентом учитывается: 1) степень разработанности темы; 2) количество использованной литературы и ее новизна; 3) авторское участие в изложении материала; 4) подтверждение основных положений работы примерами.

Если работа допущена к защите условно, студент должен ознакомиться с указанными недостатками (при необходимости встретиться с преподавателем для консультации), доработать её и повторно представить на рецензирование. В случае если работа не допущена к защите, студент переписывает контрольную работу полностью.

 

Выбор варианта

   В данных методических указаниях предлагаются 30 вариантов контрольных работ. Каждый вариант содержит два теоретических вопроса.

Выбор темы контрольной работы производится по таблице 1.

 

Таблица 1 Темы контрольных работ

Предпоследняя цифра номера зачетной книжки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Последняя цифра номера зачетной книжки

1

1

20

21

8

10

11

1

4

21

6

2

2

19

22

9

9

12

3

6

23

8

3

3

18

23

10

8

13

5

8

25

10

4

4

17

24

1

7

14

7

10

27

12

5

5

16

25

2

6

15

9

12

29

14

6

6

15

26

3

5

16

11

14

5

16

7

7

14

27

4

4

17

13

16

7

18

8

8

13

28

5

3

18

15

18

1

20

9

9

12

29

6

2

19

17

20

2

2

0

10

11

30

7

1

20

19

2

3

4

 

 

 

Рекомендации по изучению теоретических вопросов курса

 

Каждый вариант контрольной работы содержит два теоретических вопроса, которые и формируют ее содержательную часть. В методических указаниях к каждому вопросу акцентируется внимание на концептуальных проблемах, которые необходимо осветить в рамках контрольной работы. Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Для успешного написания и защиты контрольной работы необходимо учитывать, что изучаемый курс предполагает самостоятельную проработку учебной и дополнительной литературы по курсу «История социальной работы», Для полноценного усвоения содержания учебной дисциплины студент должен иметь представление о мировой и отечественной истории, об этапах социально-экономического развития общества, о социальной структуре общества и ее динамике. Этому способствует изучение таких учебных дисциплин как отечественная история, социология, культурология. Такой широкий спектр привлекаемых источников диктует необходимость конспектирования некоторых из них. В процессе работы над конспектом необходимо уделить особое внимание понятийному аппарату каждой темы, т. к. без понимания терминов и понятий невозможно усвоить и систематизировать изучаемый материал.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

Тема 1. Монастыри древней Руси и их благотворительная деятельность

 

План:

1. Влияние христианизации Древней Руси на развитие благотворительности.

2. Монастырская благотворительность во Владимиро-Суздальском княжестве (13-14 век).

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: раскрыть влияние крещение Руси на развитие благотворительности и милосердия, подробно остановившись на деятельности первых киевских князей по развитию призрения.

По второму вопросу: изучить развитие церковной благотворительности в «монгольский период» на примере Троице-Сергиева, Псково-Печерского и ряда других монастырей Древней Руси.

Используемая литература:

Основная:[2, С. 10-17] [6, С.16-26]

Дополнительная: [1, С.46-50.] [4, С.20-26, С.12-27.]

Электронные ресурсы: [5]

Тема 2. Конфессиональные (церковные) формы социальной поддержки в Западной Европе в средневековый период.

 

План:

1. Каритативная деятельность католической церкви. Протестантизм и благотворительная деятельность.

2. Нищенствующие монашеская ордена (францисканцы, доминиканцы, премонстраты, картезианцы и цистерцианцы) и их вклад в развитие конфессиональной благотворительности.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: раскрыть взгляды католических богословов (Ф.Ассизского и др.) на проблему добровольной нищеты. Осветить благотворительную деятельность католической организации «Каритас». Охарактеризовать отношение протестантской церкви к благотворительности и благотворителям.

По второму вопросу: ознакомиться с благотворительной деятельностью средневековых монашеских орденов и их роли в организации ксендохий, лазаретов и лепрозориев в Западной Европе.

Используемая литература:

Основная:[5, С. 40-57] [7, С.40-96]

Дополнительная: [8, С.20-37.]

Электронные ресурсы: [3]

 

Тема 3. Становление системы государственного призрения в России в XVIII в.

 

План:

1. Становление системы государственного призрения во время царствования Петра I.

2. Состояние благотворительности в России с 1725 – 1762 гг .

 

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: проанализировать основные направления развития системы государственного призрения: создание богаделен, гошпиталей, сиротских домов. Подобно остановиться на отношении Петра к нищим и просящим милостыню.

По второму вопросу: осветить благотворительную деятельность Екатерины 1, Анны Ивановны и Елизаветы Петровны.

Используемая литература:

Основная:[6, С. 40-70] [10, С.20-66]

Дополнительная: [4, С.40-77.] [8, С.40-77.]

Электронные ресурсы: [3]

 

Тема 4. Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны

 

План

1. Ведомства Марии Федоровны: основные направления деятельности.

2. Создание и деятельность общества Красного Креста.

 

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: проанализировать деятельность Ведомств Марии Федоровны (Мариинского ведомства): призрение младенцев, слепых и глухих, опека над подростками.

По второму вопросу: осветить деятельность Российского Красного Креста в 18 веке, а так же основные сферы деятельности на современном этапе.

Используемая литература:

Основная:[2, С. 40-70, 80-90] [6, С.40-66]

Дополнительная: [4, С.40-77.] [8, С.40-77.]

Электронные ресурсы: [6]

 

Тема 5. Участие женщин дворянского сословия в благотворительной деятельности в XVIII – первой половине XIX вв. в России.

 

План:

1. Императорское женское патриотическое общество.

2. "Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению" как пример женского движения в России первой воловины 19 века.

 

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: осветить благотворительную деятельность Императорского женского патриотического общества, возникшего в годы Отечественной войны 1812 года, а так же рассмотреть его деятельность в послевоенный период.

По второму вопросу: ознакомиться с деятельностью «Общества…» в русле благотворительной и феминистической деятельности, подробнее остановившись на персоналиях его основательниц: М.В. Трубниковой, А.П. Философовой и Н.В. Стасовой.

Используемая литература:

Основная:[6, С. 40-70] [8, С.66-99]

Дополнительная: [4, С.40-77.] [8, С.40-77.]

Электронные ресурсы: [6,7]

 

Тема 6 .Формы социального призрения детей в дореволюционной России.

 

План:

1. Исторические предпосылки и условия развития отечественной системы призрения детства в дореформенный период (17-18 вв.)

2. Структура и особенности системы общественного призрения детей и подростков в 80-х - начале 90-х годов XIX в.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть особенности социального призрения детей в истории России до периода реформ 1861 года, обозначив его основные направления и формы.

По второму вопросу: выявить основные составляющие системы общественного призрения в конце 19 века, обратив особое внимание на взгляды выдающихся педагогов этого времени: К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, В.П. Острогорского.

Используемая литература:

Основная:[1, С. 20-80] [10, С.66-99]

Дополнительная: [2, С.30-67.] [5, С.40-77.]

Электронные ресурсы: [1,7]

 

Тема 7. Безработица: причины и меры социальной поддержки населения в конце XIX-начале XX вв. за рубежом и в России

 

План

1. Методы социальной поддержки безработных в странах Европы.

2. Особенности социальной помощи безработных в дореволюционной России.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть исторические условия и предпосылки для учреждения таких методов социальной поддержки безработных как страхование от безработицы и пособия по безработице. Осветить роль профсоюзов в процессе становления данных социальных мер.

По второму вопросу: проанализировать основные формы помощи безработным в дореволюционной России: создание работных домов, частное попечительство и благотворительность в пользу безработных, образование Бирж труда.

Используемая литература:

Основная:[2, С. 70-80] [3, С.46-89], [4, С. 120-180]

Дополнительная: [3, С.60-117.] [4, С.80-190.]

Электронные ресурсы: [5,6]

 

 

Тема 8. Благотворительные организации в зарубежных странах в XIX начале XX вв.

 

План

1. История благотворительной (каритативной) деятельности католической церкви.

2. «Армия спасения» как одна из центральных благотворительных организаций Зап. Европы.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: осветить основные направления благотворительной деятельности католической церкви и историю создания благотворительной организации «Каритас».

По второму вопросу: рассмотреть деятельность «Армии спасения» и пять основных аспектов ее деятельности: создание центров трудовой реабилитации, раздача обедов нуждающимся, консультации по вопросам брака, поиск людей, врачебный уход за нищими.

Используемая литература:

Основная: [3, С.120-128]

Дополнительная: [6, С.60-117.]

Электронные ресурсы: [1]

 

Тема 9. Изменение социального статуса женщин в обществе: роль образования и карьеры (начало XX в., советский период, современное развитие).

 

План:

1. Социальный портрет женщины в прошлом и настоящем.

2. Социальный статус современной женщины.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: кратко охарактеризовать социальный портрет женщины в исторической ретроспективе.

По второму вопросу: проанализировать социальный статус современной женщины в трех аспектах: экономическом, политическом, семейном.

Используемая литература:

Основная: [4]

Дополнительная: [8, С.60-117.]

Электронные ресурсы: [4]

 

 

 

 

 

Тема 10. Выдающийся меценат П.М. Третьяков.

 

План:

1. Биография П.М.Третьякова.

2. История создания Государственной Третьяковской галереи.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: ознакомиться с биографией П.М. Третьякова – типичного представителя русского купечества.

По второму вопросу: рассмотреть историю создания галереи, а так же ее современное состояние.

Используемая литература:

Основная: [2, с. 123-180]

Дополнительная: [7, С.110-116.]

Электронные ресурсы: [5]

 

 

Тема 11. Меценаты и деятели благотворительности дореволюционной России: Морозовы, Рябушинские, Бахрушины, Щукины.

 

План:

1. История благотворительности и меценатства русского купечества.

2. Жизнь и деятельность крупнейших русских меценатов и благотворителей.

Методические указания к теме контрольной работы:

По-первому вопросу: ознакомиться с основными историческими этапами становления благотворительной деятельности русского купечества.

По второму вопросу: описать жизнь и деятельность русских купцов-меценатов и благотворителей (по выбору).

Используемая литература:

Основная: [2, с. 123-180], [9, с. 140-180]

Дополнительная: [7, С.110-116.]

Электронные ресурсы: [5]

 

Тема 12. Становление системы социального обеспечения в СССР.

 

План:

1. Развитие системы социального обеспечения в СССР (1918— 1945 гг).

2. Система социального обеспечения в СССР в 60-80-е годы ХХ в.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть основные направления деятельности Наркомата социального обеспечения по созданию основ системы социального обеспечения в СССР.

По второму вопросу: проанализировать составляющие системы социального обеспечения в СССР в 60-80-е годы ХХ века: пенсионное обеспечение, в т.ч. инвалидам, пособия женщинам, находящимся в послеродовом отпуске и т.д.

Используемая литература:

Основная: [11, с. 140-180]

Дополнительная: [8, С.10-16.]

Электронные ресурсы: [5]

 

Тема 13. Социальная работа в СССР: забота о семье и детстве.

 

План:

1. Борьба с беспризорностью детей в СССР, меры помощи детям-сиротам.

2. Социальная защита семьи в СССР.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть конкретные меры борьбы с беспризорностью в СССР, включающие в себя строительство детских домов, приемников-распределителей, пионерских лагерей и т.д.

По второму вопросу: проанализировать основные направления социальной защиты семьи в советский период, подробнее остановившись на социальной защите многодетных матерей, присвоении различных почетных званий. Акцентировать внимание на политике ужесточения семейного законодательства в области предотвращения разводов.

Используемая литература:

Основная: [11, С. 120-145]

Дополнительная: [8, С.10-16, 70-90]

Электронные ресурсы: [5]

 

Тема 14. Роль профсоюзов и защита интересов трудящихся в СССР

 

План:

1. История формирования профсоюзных организаций в СССР.

2. Профсоюзное движение в современной России.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: изучить исторические этапы формирования профсоюзов в советский период истории. Сравнить влияние профсоюзных организаций на рабочее движение в нашей стране и на Западе.

По второму вопросу: проанализировать цели и задачи, а так же перспективы профсоюзного движения в РФ на современном этапе.

Используемая литература:

Основная: [11, С. 130-190]

Дополнительная: [8,С. 70-90]

Электронные ресурсы: [4]

Тема 15. Становление и развитие пенсионной системы в России (советский и постсоветский периоды).

 

План:

1. Пенсионное обеспечение государственных чиновников, военнослужащих, рабочих в дореволюционной России.

2. Пенсионная система в СССР: основные достоинства и недостатки.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть виды государственной и негосударственной пенсии для указанных категорий населения дореволюционной России.

По второму вопросу: изучить виды пенсий в СССР, в том числе назначение минимальных и максимальных пенсий, а так же пенсий колхозников.

Используемая литература:

Основная: [11, С. 60-90]

Дополнительная: [8,С. 30-60]

Электронные ресурсы: [4]

 

Тема 16. Социальная помощь инвалидам в СССР

 

План:

1. Особенности социальной помощи инвалидам в довоенный период.

2. Пенсионное обеспечение инвалидов в послевоенный период.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть особенности классификации и социальной помощи инвалидов в довоенный период, а так же проблемы трудоустройства инвалидов.

По второму вопросу: изучить социально-экономические проблемы СССР в послевоенный период, проанализировав пенсионное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны.

Используемая литература:

Основная: [7, С. 30-90]

Дополнительная: [8,С. 40-70]

Электронные ресурсы: [4]

 

Тема 17. Благотворительность и меценатство в современной России.

 

План:

1. Возрождение благотворительных традиций на современном историческом этапе XXI века.

2. Место благотворительных организаций в системе социальной помощи населению.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: проанализировать развитие благотворительности на современном этапе в русле отечественных исторических традиций.

По второму вопросу: изучить деятельность любой из благотворительной организации РФ (например, фонд «Подари жизнь), и ее роль социальной помощи населению.

Используемая литература:

Основная: [2]

Дополнительная: [8,С. 120-170]

Электронные ресурсы: [4]

 

Тема 18. Международный опыт в решении социальных проблем молодежи

 

План:

1. Демографическая характеристика и социальные проблемы молодежи, основные теоретические подходы к ее изучению

2. Основные направления молодежной политики за рубежом и в Российской Федерации.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: проанализировать социально-демографические характеристики молодежи, а так же основные научные подходы к молодежной демографической группе: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое.

По второму вопросу: ознакомиться с направлениями, целями и задачами молодежной политики в РФ, а так же с подходов к организации работы с молодежью в Германии.

Используемая литература:

Основная: [2]

Дополнительная: [9,С. 20-60]

Электронные ресурсы: [4]

 

Тема 19. Благотворительность в Киевской Руси. Феномен нищелюбия в русском национальном характере.

 

План:

1. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности.

2. Формы княжеской благотворительности на Руси. Роль церкви и тенденции развития благотворительности.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: изучить влияние христианизации на духовно-нравственную составляющую русского народа. Исследовать феномен «нищелюбия» в русском национальной характере и его влияние на отношение к бедности и бедным.

По второму вопросу: проанализировать основные формы княжеской благотворительности в «киевский» период истории, обратить внимание на ее несистемный характер. Осветить благотворительную деятельность православной церкви в 9-11 веке.

Используемая литература:

Основная: [3, С. 10-29]

Дополнительная: [7,С. 30-50]

Электронные ресурсы: [6]

 

Тема 20. Церковно-монастырская система благотворительности в России в XII – XVII вв.

 

План:

1. Церковная и монастырская благотворительность в XII XVI вв.

2. Особенности церковного призрения в XVII в.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: познакомиться с церковной и монастырской благотворительностью в «монгольский» и «московский» период истории. Более подробно остановиться на роли и значении Стоглавого собора в деле становления благотворительности.

По второму вопросу: изучить деятельность монастырско-церковного призрения в период правления Бориса Годунова, Алексея Михайловича. Особое внимание стоит уделить роли церкви в деле просвещения детей.

Используемая литература:

Основная: [6, С. 10-29], [10,С. 20--34]

Дополнительная: [7,С. 10-20]

Электронные ресурсы: [6]

 

Тема 21. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (XVI – XVIII вв.).

 

План:

1. Появление светских институтов социальной помощи.

2. Борьба с нищенством. Создание системы работных домов и благотворительных школ.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: акцентировать внимание на «обмирщении» благотворительной деятельности, переносе центра ее тяжести на муниципалитеты и городские общины.

По второму вопросу: рассмотреть основные причины и методы борьбы с нищенством и пауперизмом в странах Западной Европы, в том числе деятельность «Officium Pietatis Pauperum» в Англии.

 

Используемая литература:

Основная: [4, С. 10-29],

Дополнительная: [6,С. 10-20]

Электронные ресурсы: [3]

 

Тема 22. Социальная политика московских царей в XVI – XVII вв.

 

План:

1. Социально-политическое развитие Московского государства при Иване Грозном.

2. Социально-экономическое положение народа в «Смутное время».

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: проанализировать социально-политическое развитие Московского государства в период правления Ивана Грозного, а так же решения Стоглавого Собора в области социальной политики.

По второму вопросу: изучить понятие «Смутного времени» в истории России, исследовать положение народных масс в данный период, а так же благотворительную деятельность Б. Годунова, В.Шуйского.

Используемая литература:

Основная: [12, С. 10-29],

Дополнительная: [8,С. 10-20]

Электронные ресурсы: [6]

 

Тема 23. Частная благотворительность в XVI – XVII вв. в России и за рубежом.

 

План:

1. Известные русские благотворители : Ф.М. Ртищев, Патриарх Филарет и др.

2. Особенности благотворительности в западноевропейских странах.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть биографию и благотворительную деятельность крупных русских благотворителей.

По второму вопросу: проанализировать основные направления благотворительности в Запад. Европе, в том числе церковной, монашеской и городской.

Используемая литература:

Основная: [6, С. 20-59, С.70-89],

Дополнительная: [5,С. 10-20]

Электронные ресурсы: [1]

 

 

Тема 24. Деятельность Петра I по созданию государственной системы общественного призрения.

План:

1. Социально-экономическое развитие России при Петре 1.

2. Система государственного призрения при Петре 1.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть влияние реформ на социально-экономическое развитие страны, а так же положение народных масс.

По второму вопросу: проанализировать основные мероприятия, по созданию системы мер государственного призрения: открытие смирительных домов, богаделен, госпиталей, сиротских домов. Так же, необходимо обратить внимание на решение проблемы профессионального нищенства.

Используемая литература:

Основная: [6, С.60-89], [8, С.34-40]

Дополнительная: [5,С. 10-20]

Электронные ресурсы: [1,2]

 

Тема 25. Деятельность земских органов по развитию народного образования, здравоохранения, и социальной защите населения во второй половине XIX – начале XX вв.

 

План:

1. Причины и основные предпосылки отмены крепостного права в России, этапы внедрения и реализации реформы.

2. Сущность и социальная эффективность реформ народного образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: проанализировать причины, этапы и значение отмены крепостного права в России.

По второму вопросу: рассмотреть содержание реформ образования и здравоохранения, а так же разработку законодательства в области социального страхования рабочих, а так же индивидуализации социальной помощи населения.

Используемая литература:

Основная: [6, С.40-69], [8, С.40-70]

Дополнительная: [5,С. 20-60]

Электронные ресурсы: [1,2]

 

 

 

Тема 26. Уровень жизни населения СССР и основные направления социального обеспечения в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.

 

План:

1. Социальная политика в СССР в предвоенный период.

2. Особенности социального обеспечения в СССР в военное время.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: проанализировать основные достижения и недостатки социальной политики советского государства в предвоенный период. Особое внимание необходимо уделить показателям роста уровня жизни большинства населения страны.

По второму вопросу: рассмотреть направления социальной политики в военное время: социальная помощь участникам войны и их родственникам, социальная защита наиболее пострадавших от войны групп населения: фронтовикам, инвалидам войны и труда, сиротам, семьям военнослужащих.

Используемая литература:

Основная: [6, С.60-89], [8, С.60-80]

Дополнительная: [5,С. 30-70]

Электронные ресурсы: [1,2]

 

Тема 27. Расширение системы социального обеспечения в 50 – 60-е годы ХХ в. в СССР.

 

План:

1. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.

2. Социальное обеспечение в ССС в 50-60-е годы ХХ века.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: ознакомиться с положением в СССР в послевоенный период, выявить основные социально-экономические проблемы, стоящие перед страной, пути и методы их решения.

По второму вопросу: изучить особенности социального обеспечения в СССР в период правления Н.С.Хрущева, выделив приоритетные направления социальной политики: жилищное строительство, увеличение социальных выплат, сокращение рабочего дня и рабочей недели.

Используемая литература:

Основная: [11, С.50-79],

Дополнительная: [7,С. 20-70]

Электронные ресурсы: [1,2]

 

 

 

Тема 28. Становление системы социального обеспечения в СССР в 20-е годы и организация социальной защиты нетрудоспособного населения.

План:

1. Система социального обеспечения в СССР в 20-е годы.

2. Социальная защита инвалидов.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть основные направления развития системы социального страхования в СССР, обратив особое внимание на становления пенсионной системы.

По второму вопросов: изучить историю создания Всероссийского Общества слепых, Всероссийского общества глухонемых, Всероссийской кооперации инвалидов.

Используемая литература:

Основная: [11, С.20-45]

Дополнительная: [7,С. 30-50]

Электронные ресурсы: [1,2]

 

Тема 29. Политика социальной поддержки населения в 90-е годы XX в. в России.

 

План:

1. Социально-экономическое развитие СССР в 90-е годы ХХ века.

2. Особенности социальной политики в России в 90-е годы ХХ века.

 

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития страны в период системных реформ 90-х гг. ХХ века, акцентировав внимание на колоссальном снижении уровня жизни большинства населения России.

По второму вопросу: изучить методы борьбы и степень успешности государства в преодолении социальных последствий системного кризиса 90-х.

Используемая литература:

Основная: [13, С.20-45, С.50-80]

Дополнительная: [8,С. 20-50]

Электронные ресурсы: [1]

 

 

 

 

 

 

Тема 30. Социальная работа как феномен современного мира. Основные современные концепции социальной работы в России и мире.

 

План:

1. Роль социальной работы в современном мире.

2. Современные концепции социальной работы в России и в мире.

Методические указания к теме контрольной работы:

По первому вопросу: рассмотреть значение социальной работы в современном мире, проанализировав технологии, применяемые в рамках западной цивилизации.

По второму вопросу: проанализировать основные направления и специфику проведения социальной работы с различными группами населения в РФ, а так же применение западного опыта.

Используемая литература:

Основная: [13, С.30-45, С.60-70]

Дополнительная: [8,С. 20-50], [9, С.30-50]

Электронные ресурсы: [1]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М: Академия, 2013. – 230 с.

2. Антонович И. В. Благотворительность в российском обществе: история и современность / И.В. Антонович. - Баранул: Издательство АГУ, 2005.- 135с.

3. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В.Власов. - М.: ЗАО Из-во: Центрполиграф, 2011. – 250 с.

4. Дидерикс Г.А. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. / Г. А. Дидерикс, И. Т. Линдблад, Д. И. Ноотр-дам и др. М.: Рос. полит, энциклопедия, 1998. – 300 с.

5. Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика/ Зуйкова Е.М, Ерусланова Р.И - М. 2012. - 298с

6. Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века) / К.В.Кузьмин, Б.А. Сутырин. – М.: Академический проект, 2012.- 300 с.

7. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие/ Р.В. Корнюшина. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 84 с.

8. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. Пособие / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2011. - 280 с.

9. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие для ВУЗов (материалы для практических занятий) / под ред. П.Я. Циткилова. - Ростов-на-Дону: Пегас, 2013. – 190 с.

10. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России / П.И. Нещеретный. - М.: Союз, 2012. – 190 с.

11. Основы социальной работы: учебник/ под ред. П.Д. Павленкаю – М.: ИНФРА-М, 2012, - 543 с.

12. Фирсов М.В. История социальной работы в России : учеб. пособие для студентов вузов/ М.В. Фирсов.- М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 280 с.

13. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России/ Е.И.Холостова. – М.: Дашков и К. 2009. – 295 с.

 

Дополнительная литература:

1. История социальной помощи в России / сост. Фирсов М.В. – М.: Ставрогъ, 2014. 200 с.

2.  Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: исторический очерк / В.В. Беляков. – М.: Дом, 2013. – 300 с.

3. Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. - СПб. : Нева,1991. – 280 с.

4. От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы в России / Под ред. П. Я. Циткилова. - Новочеркасск : Новочеркас. гос. техн. ун-т, 2015. – 290 с.

5. Очерки истории социальной работы в России и за рубежом: учеб. пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан и др. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 245 с.

6. Социальная работа за рубежом: учебное пособие для ВУЗов (материалы для практических занятий) / под ред. П.Я. Циткилова. – Ростов-на-Дону: Пегас, 2012. – 190 с.

7. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. – Калуга: Издательский дом «Калуга», 2012. – 269 с.

8. Цикитлов П.Я. История социальной работы / П.Я. Цикитлов. – Ростов-на-Дону, Феникс. 2014. – 448 с.

9. Ярская В.Н. и др. Социология молодежи в контексте социальной работы / В.Н.Ярская. – Саратов: Сарат. го техн. ун-т, 2004. - 300

 

Электронный ресурс:

1. Мацонашвили Т. Проблемы перестройки социального государства в Западной Европе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2001/3/ProEtContra_2001_3_06.pdf.

(Дата обращения 25.01.2015).

2. Школа и педагогика в Западной Европе и США в первой половине XX века [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://soc-work.ru/article/565. (Дата обращения 12.04.2015).

3. Cоциальная работа за рубежом. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://spb-tei.ru/2008/04/17/cocialnaja-rabota-za-rubezhom..html.(Дата обращения 05.01.2016).

4. Основные направления практической социальной работы за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа :http://jenessi.net/soc_rabota/420-14.-osnovnye-napravlenija.html (Дата обращения 12.01.2016).

5. Нужда и порядок: история социальной работы в России в XX В. [Электронный ресурс –Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0313/biblio02.php.(Дата обращения 12.11.2015).

6. Кудрявцева Г. История социальной работы в России. Хрестоматия: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bookz.ru/authors/g-kudravceva/istoria-_354.html. (Дата обращения 23.10.2015).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сидоренко Наталья Алексеевна

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические указания по выполнению контрольной работы

для студентов направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа» заочной формы обучения

 

 

Тираж ____ экз. Подписано к печати ______________

Заказ № _______ Объем 1 п.л.

Изд-во ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

298309 г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82

 

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *