В чем смысл стихотворения Ф И Тютчева «Листья»

В чем смысл стихотворения Ф И Тютчева "Листья"

  • Стихотворение Листья, созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в числопейзажно-философских произведенийпоэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.В основе поэтической пьесы лежитолицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме монолога листьев (мы ж легкое племя,мы были в красе,мы с вами летим).Композиция стихотворениявключает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.Произведение построено наконтрастах: грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицейпустьи стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа). В повествовании отсутствует динамика. Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы (тощая зелень).Повтор лексемыввекподчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зеленьввек не желтеет), но и не ощущают всей полноты жизни (ввек не свежа). Эти ощущения усиливаеталлитерациясвистящих и шипящих звуков с, ш, щ.Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитезаввек - краткои частица ж. Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами. Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводитэпитетыкрасное лето,легкое племя,олицетворенияцветем,блестим.Аллитерациясонорных согласных м и л подчеркивает одухотворенность такой жизни. Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй употреблены в прошедшем времени (купались, играли).Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощьюриторического вопроса, усиленного эмоционально окрашенным словомдаром, выражено сомнение:Так что же нам даром висеть и желтеть?. Здесь же предлагается решение проблемы улететь с южными теплыми ветрами.В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите) или в настоящем времени (мы летим). Поэт использует яркие эпитеты (буйные ветры,докучливых ветвей). Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке (Мы с вами летим!) звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощиаллитерациизвука с иассонансагласных о, у, е.Листья отличает богатствопоэтического синтаксиса: риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе (Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается такжесравнение(как иглы ежа). Произведение написанодвухстопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на втором слоге.Стихотворение Листья напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.
  • В том что есле надо егоучить то учить
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *